Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Формы и виды профилактической работы в УО

Дата: 11 ноября 2021 в 16:46, Обновлено 12 октября 2022 в 14:05

Формы и виды профилактической работы в УО

Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками” (В. П. Созонов)

«Классный час… - это… та самая "клеточка" воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…" (Л. И. Маленкова)

«Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у  них системы к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова).

Классный час – час общения

Очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения.

Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога. На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:

 Беседа.

 Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.

ü Сюжетно-ролевая игра – форма КТД , позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

ü Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.

ü Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем.

Ток-шоу – телевизионное или концертное выступление, представление, насыщенное зрелищными эффектами, форма дискуссии, в ходе которой обозначается различные точки зрения, но не ставится задача однозначного решения проблемы.

 Ток-шоу – дискуссионная форма организации воспитательного процесса. Она привлекательна для подростков тем, что можно поспорить с одноклассниками и педагогом, все подвергнут сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.            

Тематический классный час

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать потребностям духовного развития учащихся, их интересам, природному самовыражению.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Ситуационный классный час

В отличии от тематического классного часа, который отвечает в большей мере потребностям духовного роста ребёнка, его интересам, природному самовыражению, ситуационный классный час выполняет задачу социально-нравственной адаптации личности, поскольку на нём акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого учащегося, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности.

Информационный классный час

Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения. 

 «Тематический блиц-опрос» - представляет собой собственные видеосюжеты старшеклассников по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте  учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как ученики, так и учителя, тех. персонал, родители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание старшеклассников к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

  "Информационный журнал» - форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами.

Обсуждение кинофильма - сложная форма воспитательной работы. Воспитанники по-разному реагируют на то, что видели в фильме, часто высказывают неожиданные суждения, задают вопросы. Поэтому лучше всего вести обсуждение самому классному руководителю, педагогу, воспитателю. После краткого вступления, содержание которого зависит от идеи фильма и его художественных достоинств, он сразу переходит к его обсуждению . В ходе обсуждения фильма желательно, чтобы каждый присутствующий учащийся высказал своё мнение, обосновав его материалами фильма. Полезно поднять спорные вопросы и обсудить их вместе с учащимися, для того чтобы понимание ими достоинств и недостатков фильма стало еще более глубоким. Желательно, если это возможно, связать уведенные на экране события с материалом учебного курса истории, литературы и других предметов. Если фильм представляет экранизацию какого-либо литературного произведения, то можно посоветовать учащимся предварительно прочитать его. Если это учащиеся младших классов, то педагогу следует доступно рассказать о произведении и его авторе, прочесть подходящие отрывки из книги или пьесы, заботясь о сохранении у школьников интереса к фильму.

    «Брейн-ринг» -  игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения.

«Турнир-викторина» - состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания). 

«Беседа «за круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением старшеклассников в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими ребятами. Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или кем то из ребят, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого ребята дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.        «Круглый стол» - форма организации деятельности, в ходе которой учащиеся за круглым столом обсуждают важные, интересующиеся их вопросы, проблемы, придерживаясь определенных правил ведения беседы.

За «круглым столом» обучающиеся могут и должны попробовать обоснованно поставить злободневные вопросы по теме обсуждения, серьезно аргументировать подходы к их решению, а также сообщить об удачном и неудачном опыте.

Дискуссия

Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы педагога в образовательном процессе по обучению общения является дискуссия. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающая активную напряженную мыслительную деятельность.     

С помощью дискуссии педагог умело включает учащихся в значимые для них разнообразные жизненные ситуации, вызывающие желание говорить, общаться, и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

Главное назначение дискуссии – размышление и обмен мнениями участников, поиск истины.

Дискуссия – это такой публичный спор,  целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

 Конференция

Конференция – собираться в одном месте: собрание, совещание по определенному вопросу. Одна из наиболее сложных форм организации воспитательного процесса. Она приносит  результат лишь в том случае, если тщательно организационно-методически подготовлена.

При подготовке к конференции старшеклассники учатся работе с книгой, рецензированию, подготовке публичных выступлений, развивают навыки творческой  и научно- исследовательской деятельности.

Коллаж

Коллаж – это творческий жанр, когда произведение создается из самых разнообразных вырезанных и наклеенных на бумагу или холст изображений.

В широком значении коллаж – смесь разнообразных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

При создании коллажа учащиеся применяют свои теоретические знания, превращая их в знаково-символическую форму. В ходе работы развивается познавательный интерес, фантазия, воображение, появляется возможность выразить свои чувства и настроение, проявить оригинальность, дизайнерские способности.

Тренинг

Тренинг – это одна из форм обучения и передачи информации, групповое занятие по какой-либо ранее заявленной теме, на которой собравшиеся участники заняты решением каждый своей проблемы.

От лекции тренинг отличается тем, что теоретический материал не только дается, но и прорабатывается на практике. Достигается это за счет того, ведущий на протяжении всего тренинга активно работает с мотивацией участников, стимулируя их интерес и пробуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.

Агитбригада: сущность, принципы и формы деятельности

Развитие нашего общества, рост и расширение политической активности, духовных запросов и потребностей личности ставит перед школой задачи по совершенствованию системы воспитательной работы, что предполагает создание в школе такого воспитательного процесса, посредством которого учащиеся могут и должны развивать свои дарования, способности, склонности и знания.

Одним из путей повышения эффективности воспитательной системы является выбор наиболее действенных её форм, методов и средств, главным критерием отбора которых должны стать наличие возможности творческого самовыражения уча­щихся, их интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Деятельность агитбригады как формы общественно-политической практики, помогает реализовать большой творческий потенциал подростков, так как она органически соединяет в себе высокое идейно-нравственное содержание с яркими художественно-привлекательными формами выражения этого содержания.

Кейс-метод

 Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.

Методические пособия по вопросам борьбы с торговлей людьми

Использование занятий

в рамках информационно-просветительской

работы со старшеклассниками

по профилактике торговли людьми

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.